Социальные взносы


Минфин России разъяснил вопросы налогообложения НДФЛ доходов в виде выплат социальной помощи

Pressmaster / Shutterstock.com

Соответствующие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 марта 2018 г. № 03-04-06/15644.

Речь идет о ежемесячной и единовременной социальной помощи, предоставляемой отдельным категориям граждан, проживающих на территории конкретного муниципального образования. Такая помощь предусмотрена как дополнительная мера социальной поддержки в целях повышения жизненного уровня указанных граждан.

Так, Налоговым кодексом освобождены от НДФЛ суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Какие еще выплаты, производимые за счет средств бюджетов, освобождены от НДФЛ? Узнайте из «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

При этом финансисты поясняют, что под указанную норму подпадают, в том числе, и случаи предоставления в соответствии с муниципальным правовым актом единовременной социальной помощи гражданам, имеющим право на получение такой помощи, категория которых определена законодательством (федеральными законами и законами субъектов РФ). В связи с этим доходы от единовременной социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающих на территории муниципального образования, не подлежат налогообложению НДФЛ.

В свою очередь, освобождение ежемесячной социальной помощи п. 8 ст. 217 НК РФ не предусматривает. Поэтому доходы от такой помощи подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

История

2001—2010

Введен в Российской Федерации с 1 января 2001 года. Он заменил страховые взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения и фонд обязательного медицинского страхования. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него для тех же плательщиков введены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года.

Ставка отчислений по ЕСН была регрессивной, то есть уменьшалась с ростом зарплаты. Ряд социальных групп имели льготы по уплате ЕСН. При максимальной ставке 26 % платежи разделялись так:

  • в Пенсионный фонд РФ 20 %;
  • в Фонд социального страхования РФ 3,2 %;
  • в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,8 %;
  • в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 2 %.

После отмены ЕСН

Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года остались прежними (26 % от фонда оплаты труда), а с 1 января 2011 года увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования.

С 2017 года администрирование страховых платежей вновь передали под контроль налоговой службы, фактически вернув ЕСН.

Плательщики ЕСН

Плательщиками единого социального налога в соответствии со статьями 235 и 236 Кодекса признавались организации и индивидуальные предприниматели в случае оформления юридического лица, производившие выплаты физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам; также налогоплательщиками являлись индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если организация не производила указанных выплат, она не являлась плательщиком ЕСН и не была обязана представлять налоговые декларации по ЕСН.

Согласно пункту 3 статьи 243 Кодекса данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражал в расчёте, представлявшемся в налоговый орган не позднее 20-го числа месяца, следовавшего за отчётным периодом (I кварталом, I полугодием, 9 месяцами).

Налоговая декларация по налогу представлялась не позднее 30 марта года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом (годом). Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждавшим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следовавшего за истёкшим налоговым периодом, представлял в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 7 ст. 243 Кодекса).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *